Как дух Тундры ослушницу наказал

Однажды в чуме допоздна засиделись за рукоделием девицы - лопинки, а мать им наказывает:
    - Доченьки, пора спать ложиться, неровен час дух Тундры придет, заберет вас.
    - А мы, яннъ-ням - матушка, под ровушку - меховое одеяло залезем быстренько, он и не догадается, что мы не спим, - сказала пуаррса вуэррьпень - старшая сестра.   
    - Да, нет, мун нийтням - моя доченька, дух видит, кто только что лег, а кто давно спит. У сонного человека всегда капельки пота на лице появляются, когда он спит. Духа Тундры не обмануть, - пояснила мать.
    - Ладно, яннъ-ням, мы ложимся уже, - сказала, убирая свое рукоделие,нура вуэррьпень - младшая сестра.
    - Спи, яннъ-ням, мы тоже ложимся, - следуя примеру младшей сестры, сказала кэсскса вуэррьпень - средняя сестра.
     Вы ложитесь, а я, как только закончу пуагкнян - пояс, сразу лягу, - не обращая на сестер внимания, сказала старшая.

    Вышивает она пуагкэнь, не замечая, как время летит. Вот уж полночь подходит, тут вспомнила девушка слова матери, испугалась, стала раздеваться.
    Хитрая была пуаррса вуэррьпень, она себе лицо водой побрызгала и легла спать.
    А в ту самую пору дух Тундры проверял, все ли спят и нет ли ослушников. Заглянул и в чум, где жили сестры с матерью, смотрит, крепко спит женщина, не стал тревожить ее. Посмотрел на девиц: двое разметались на меховых одеялах, а та, что помладше, в комочек свернувшись лежит. И решил он испытать эту девицу. Схватил на руки и вынес из чума.
    - Вот за то, что ты долго засиживаешься, накажу я тебя и злым духам отдам, - сказал девушке дух Тундры.
    Ниййт - девушка отвечает ему:
    - Я давно уже сплю, дух Тундры, и злых духов не испугаюсь, сонным они не страшны.
    - Не притворяйся, девица, хочешь меня обхитрить, да только я хитрее тебя, - сказал дух и понес нийт к болоту.
    - Дух Болота, я тебе девицу принес, испугай ее так, чтоб неповадно ей было ночью долго засиживаться.
    Всплыл дух Болота из своей трясины и ста в разных страшилищ превращаться. Все ближе он приближается к девушке, тянет к ней безобразные руки, да только ниййт не боится его совсем.
    - Уходи в свою трясину, Болотный дух, ты смешной и не страшный совсем, не боюсь я тебя, меня сон бережет.
    Болотный дух задрожал и от ее слов стал рассыпаться на капли и исчез совсем.
    - Ишь ты какая смелая, - удивился дух Тундры, - только я все равно тебя проучу.
    Принес он девушку в черный лес и зовет:
    - Дух Ночного Леса, явись-ка сюда, испугай эту красавицу.
    Появился дух Леса, стал деревьями скрипеть, ночными птицами кричать, да охать, тенью пугать. А ниййт опять говорит:
    - Не боюсь я тебя, дух Леса Ночного, я сплю сейчас, и тебе не испугать меня, лучше возвращайся в кусты к себе, а то солнце выйдет, а ты не заметишь и сгоришь под лучами его.
    Дух Ночного Леса задребезжал и исчез в темноте.
    - Ну, девица, молодец, и этот дух не испугал тебя. Посмотрим, как ты справишься с духами Силы Нечистой.
    - Я сплю, дух Тундры, а ты во сне пугаешь меня, это не честно.
    - Не испугаешься и этих духов, больше я тебя никогда не потревожу уже, знай это.
    Позвал дух Тундры духов Нечистой Силы. Налетели те, вокруг него прыгают, рожи строят. Все такие страшные, злые, ручищи да лапищи корявые тянут к девушке, хотят ее схватить. Даже во сне поежилась ниййт, но все же нашла в себе силы и прогнала их от себя.
    - Духи гадкие, уходите прочь, не мешайте мне спать. Скоро Пеййв - солнышко на землю придет, всех вас сожжет.
    Исчезли со словами нийт духи Нечистой Силы, и говорит ей дух Тундры:
    - Убедила ты меня, девица, и за то, что я пугал тебя во сне, дарю оберег, чтоб все, что ты ни задумала бы сделать, все у тебя получалось, он тебя от беды и болезней убережет, носи и вспоминай иногда меня, духа Тундры.
    Младшая сестра проснулась, слышит матушка уже котелком гремит, огонь разводит, выползла из-под полога и стала ей помогать. Тут и сестры ее поднялись, сели все чай пить. За чаем и рассказала ниййт свой сон, а дойдя до оберега в рассказе, взялась за шею и почувствовала под рубахой у нее что-то висит, вытащила, а это он и есть, подарок духа Тундры.
    - Значит все так и было, нийтням, как ты рассказала. Хорошо, что ты спала и не боялась во сне, - сказала мать.
    Старшая сестра в душе порадовалась, что так ловко духа Тундры обманула.
    И вновб на тундру ночь спустилась, и вновь мать с младшими сестрами спать легли, а старшая сидит, рукодельничает. Дело к полночи, она лицо водой сбрызнула и в рову залезла спать.
     Дух же решил теперь испытать среднюю сестру.
    - Спишь ли, моджесь ниййт? - спрашивает он ее.
    - Сплю, дух Тундры, - отвечает кэсскса вуэррьпень.
    - Вот это мы и проверим, - и понес девушку к духу Болотному.
    Не испугалась девушка духа Болотного, в при встрече с духом Ночного Леса лишь вздрогнула. Туго ей с духами Нечистой Силы пришлось, стала она во сне кричать. Испугалась так, что пришлось духу Тундры тех скорее отослать.
    - Что ж ты так испугалась, моджесь ниййт, хорошо, что еще не проснулась, иначе духи враз одолели тебя.
    - Зачем ты меня мучаешь, дух Тундры? Отпусти ты меня к матушке в чум, - взмолилась девица.
    - Так ведьты в чуме на рове спишь. Вот возьми-ка от меня подарочек - пояс, будешь носить его, и все твои страхи уйдйт. И накрепко запомни еще одно: никому не давай себя во сне победить, умей себя защитить, а иначе наяву худое цепляться к тебе начнет. Прощай, не поминай лихом.
     - Прощай, - сказала девушка и проснулась в тот же миг.
    Смотрит, а в руках своих крепко пояс держит она. Вспомнила сон, обрадовалась. Матушке и сестрицам рассказала все и пояс, подарок духа Тундры показала.
    - Может так случиться, дочь моя старшая, дух Тундры сегодня за тобой придет, спать пораньше ляг, чтоб не испугаться во сне, - сказала, переживая за дочь, мать.
    - Хорошо, яннъ-ням, - пообещала матери пуаррса вуэррьпень, а сама и не заметила, как снова допоздна засиделась за рукоделием.
    Только она легла, пришел дух Тундры за ней.
    - Ну что, девица, две ночи ты меня обманывала, думала не смогу отличить я воду от пота? Сестры твои послушницы, потому и духов не убоялись, и подарки от меня получили, а ты и сейчас не спишь, притворяешься.
    - Прости меня дух Тундры, засиделась за рукоделием я, - взмолилась старшая сестра.
    - На то день есть. А чтоб неповадно было обманывать, я беру тебя к себе в работницы и наказанье это тебе на три года даю, если и после этого не поймешь ничего, всю свою жизнь в работницах у меня проживешь.
    - Прости, дух Тундры, - плачет девушка.
    - Отработаешь, прощу, хорошо отработаешь, награжу, больше нет разговору у нас с тобой.
    Подхватил он девицу и понес к себе. Так дух Тундры наказал ослушницу.
   
Н. П. Большакова "Подарок чайки"   

Популярные сообщения из этого блога

Семилетний стрелок из лука

Саам - богатырь

Гирвас - озеро